Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Перспективы перехода на компьютерную модель проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) по информатике и ИКТ обсудили участники круглого стола «Организация и проведение государственной итоговой аттестации по информатике и информационно-коммуникационным технологиям», который прошел в Общественной палате РФ.
В настоящее время ЕГЭ по информатике проводится с использованием контрольных измерительных материалов на бумажных носителях, а основной государственный экзамен для выпускников девятых классов (ОГЭ) по информатике проводится в смешанной форме: при помощи бумажных КИМ и компьютеров, на которых участники должны выполнить два задания.
«Логично, что экзамен по информатике должен проводиться с использованием компьютеров, и в этом направлении надо двигаться. При этом необходимо учесть и вопросы материально-технического обеспечения пунктов проведения экзаменов, а их более 1,5 тысяч, чтобы у нас была уверенность, что все пункты к такому экзамену готовы», – заявил в ходе круглого стола заместитель министра образования и науки РФ – руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.
Он добавил, что в перспективе отказ от бумажной технологии и переход на компьютерную форму экзамена возможен и в других предметах ЕГЭ, когда для этого будет сформирована соответствующая технологическая среда.
За скорейшее внедрение компьютерной модели экзамена высказался председатель Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты РФ Михаил Погосян. «Сейчас стоит задача перевода нашей экономики на цифровую платформу, и достижение этой цели требует других подходов к обучению и системе подготовке кадров», – сказал он.
О преимуществах компьютерной формы экзамена по информатике и ИКТ рассказала заместитель директора Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Ольга Котова. «Компьютерная форма совершенно естественна для этого экзамена и дает существенно более широкие возможности, чем бумажная», – отметила она. По ее словам, такая форма позволила бы расширить спектр заданий, она даст возможность лучше оценить степень владения выпускниками информационными технологиями и системой программирования, позволит участникам выполнять задания компьютерной тематики в естественной для этого среде – за компьютером. Кроме того, компьютерная форма полностью исключит ошибки экспертов, которые могут иметь место при ручной проверке программ.
Ольга Котова рассказала о планах развития модели ЕГЭ по информатике на ближайшие три года. Они включают формирование перспективной модели контрольных измерительных материалов (КИМ) для использования на компьютере, ее корректировку с учетом имеющихся организационно-технологических возможностей, масштабную апробацию и широкое общественно-профессиональное обсуждение ее итогов. Внедрение компьютерной формы ОГЭ и ЕГЭ по информатике потребует модернизации оборудования кабинетов информатики, стандартов, учебных программ и используемых пособий. Предстоит решить проблемы недостаточного технического оснащения школ, разнообразия программного обеспечения, используемого на школьных компьютерах, подготовки квалифицированных преподавателей и кадров ППЭ. Нужно также учесть весь спектр ограничений и потребностей для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья. Директор Федерального центра тестирования (ФЦТ) Юлия Егорова рассказала об опыте разработки модели компьютерной формы экзамена в 2012-2013 годах. Ее внедрение было отложено в том числе из-за недостаточного оснащения ППЭ и низкого уровня безопасности при передаче КИМ. Однако развитие технологии проведения ЕГЭ в последующие годы позволяют вернуться к этой модели, модернизировав ее в соответствии с современным технологическим оснащением. Участники круглого стола высказались за необходимость детально проработать все вопросы, связанные с введением компьютерной формы экзамена по информатике, проанализировать готовность регионов, изучить качество преподавания данного предмета и уровень подготовки учителей информатики. Также было предложено сформировать рабочую группу для подготовки «дорожной карты» по переходу на компьютерную форму экзамена.